Информация с сайта тамбовского краеведческого облмузея
Литературно-художественный музей Сергея Денисова в Тамбове открылся 8 декабря 2001 года. На сегодняшний день в фондах музея хранится более 7000 картин, 200 тыс. марок, полмиллиона спичечных этикеток; автографы Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Алексея Толстого, Ольги Бергольц; автографы, книги, архивы известных в Тамбове людей; коллекции часов, детской игрушки, фототехники, микроскопов, первых радиоприемников и телевизоров, холодного оружия, предметов быта XVIII–XX вв., старинных музыкальных инструментов, первых звуковоспроизводящих аппаратов, телефонов, граммофонов, музыкальных шкатулок; коллекция мебели XVIII–XX вв. Площадь музея – купленная и отремонтированная за счет Денисова двухкомнатная квартира – позволяет показать от силы пять процентов от имеющегося в собрании.
За девять лет работы открыто более 70 выставок, включая выездные, проведено около 200 музыкально-поэтических вечеров, встреч, презентаций. С экспонатами нашего музея смогли ознакомиться посетители многих городских и районных музеев Тамбовской области, Государственного литературного музея, других учреждений культуры Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Тулы, Перми и других городов, всего более 20 тыс. экскурсантов.
За это время музей С. Денисова оказал существенную помощь в организации музея В.В. Каменского в Перми, музею-заповеднику С.А. Есенина в с. Константиново, музею С.В. Рахманинова в Ивановке, музею В.И. Вернадского в Вернадовке, музеям почты, «Тамбовэнерго» и др. в Тамбове.
Все это время наш музей тесно сотрудничал с ТОКМ и всеми его филиалами, с Тамбовской областной картинной галереей. В фондах музея работали и продолжают работать ученые из многих городов России, краеведы Тамбова и области. Материалы, хранящиеся в фондах музея, стали основой для научных работ и исследований жизненного и творческого пути архиепископа Луки, С.А. Есенина, Д.Д. Бурлюка, В.В. Маяковского, С.Г. Архипова и многих других.
Источник: старый сайт ТОКМ
Фрагмент из статьи А. Веселовского «Сергей Денисов и его музей как перманентная сенсация»
Частный литературно-художественный музей Сергея Николаевича Денисова на протяжении десяти лет был площадкой, где собиралась местная культурная публика. В декабре 2001 года состоялось торжественное открытие, до середины нулевых годов еженедельно проходили мероприятия. В двух имеющихся комнатах музея было организовано более 200 выставок и около 500 музыкально-поэтических вечеров. Почти каждая экспозиция оказывалась уникальной – многое показывалось впервые.
Коллекционер Сергей Денисов и хранитель традиций музея Владимир Середа открывали людям малоизвестные, но важные для Тамбова имена, прослеживали связи всемирно известных авторов с нашим городом. В собрании Денисова много тем. Формировалось оно разными путями. Значительную часть жизни Сергей Николаевич собирал русскую икону. Покупал антиквариат, ездил по всей области в поисках кладов. К нему стекались архивы людей культуры.
Незадолго до смерти коллекционер-легенда Николай Никифоров передал Денисову почти все свое наследие. В газете «Новости» на протяжении трех лет выходили статьи под рубрикой «История одного экспоната». Наибольший интерес общественности вызывали 150 графических и живописных работах Давида Бурлюка. До сих пор идут разговоры, останутся ли они в Тамбове, найдется ли место для их постоянной экспозиции. Отец русского футуризма отправлял из Америки свои картины Никифорову, хотел музей своего творчества в городе, где он вырос. В 2011 году была издана их переписка.
На первом вернисаже в музее Денисова (купленной им самим квартире в старинном доме на Горького, 49) гости познакомились с творчеством двух художников: цыгана-импрессиониста Николая Карпецкого (1946-2015) и мичуринского символиста Сергея Архипова (1897-1991). Оба живописца ценились за рубежом, а их произведений больше всего было в Тамбове. Не было возможности показать даже треть из семи сотен работ Карпецкого, хранящиеся у Денисова. Залы картинной галереи и краеведческого музея, где гостили полотна, не вмещали.
Далее была выставка, посвященная 125-летию архиепископа Луки, связями и личными вещами которого ранее практически никто из музейщиков не занимался. Денисов вышел на отца Иоанна, келейника Луки, который дал имена пяти десятков людей, знавших врача-священнослужителя. От них музей получил рукописи проповедей, медицинские и церковные принадлежности.
К 80-летию со дня гибели Есенина город увидел витрину с посмертным портретом, сделанным его другом Иосифом Левиным и двумя фрагментами веревки. Потом тамбовчане узнали о направлении авангарда, разработанном Левиным, под названием сюрконсьянсилизм – стены галереи заняли полтора десятка удивительных работ. Демонстрировалось творчество Нади и Фернана Леже.
Музей работал на некоммерческой основе. Гостями его становились разные знаменитости. Нередко бывали у Денисова представители местной власти. Коллекционер постоянно обращался за поддержкой, ставил вопрос о расширении экспозиционных площадей, но чиновники его не решили до сих пор.
<…>
Ситуация с чудо-пространством на улице Горького в подвешенном состоянии. Дом был признан аварийным. Денисов не решается приглашать посетителей. Комнаты пока занимают ламповые усилители — «музей звука» старого знакомого Дмитрия Капкина.
Музей Денисова ведет научно-исследовательскую деятельность и выставочную на других площадках. Недавно в «Усадьбе Асеевых» открылась экспозиция, посвященная Державину. Не секрет, что в последние годы Денисов попрощался с частью тем. Фотоархив и другие материалы по Никифорову, Глазкову и Ладыгину приобрели предприниматели Андрей и Дмитрий Гнатюк. В планах у них сделать музей, в котором достойно представить наследие трех легендарных личностей. Денисов говорит, что готов влиться в этот проект, но работа с выкупленным домом градоначальника Потапова, похоже, предстоит долгая.
Источник: Твой Тамбов. 21.09.2019. Читать целиком текст в ЖЖ veselovsky_news
Фрагменты из очерка В. Середы «Бездарен, как Малевич»
На собственные средства Сергей Николаевич Денисов приобрел и отремонтировал двухкомнатную квартиру в ветхом доме. Для музея. Изначально он задумывался как музей тамбовских художников и художников, связанных с нашим краем. Это объясняется пристрастиями собирателя, особенностями его “коллекции коллекций”. Впрочем, ограничивать работу какими-то рамками никто не собирался. В коллекции более 7000 картин, 200 тысяч марок, полмиллиона спичечных этикеток; автографы Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Алексея Толстого, Ольги Берггольц, Владимира Маяковского; автографы, книги, архивы известных в Тамбове людей; коллекции детской игрушки (500 экземпляров), часов (100), фототехники, микроскопов, первых радиоприемников; холодного оружия с древнейших времен; предметов быта XIX-XX вв.; старинных музыкальных инструментов; первых звуковоспроизводящих аппаратов: телефонов, граммофонов, музыкальных шкатулок; коллекция мебели XVIII-XX веков. На сегодня площади музея позволяют показать нашим гостям от силы пять процентов от имеющегося в собрании. В этом мы смело можем сравнивать себя с Эрмитажем. Все остальное ждет своей очереди. Ждет в подвалах, гаражах, в шкафах и под кроватями.
И все же музей работает, экспозиции меняются, желающих побывать в нем с каждым днем все больше.
Уже первые гости музея имели возможность открыть для себя творчество двух очень разных художников: ныне здравствующего Николая Карпецкого и Сергея Архипова. Сергей Георгиевич творил практически на протяжении всего XX века. Начав рисовать еще до Первой мировой, он закончил свой творческий и жизненный путь в 1991 году, не дожив до векового юбилея шести лет.
После смерти Сергея Георгиевича его работы еще несколько лет лежали в комиссионных магазинах Мичуринска по три рубля за штуку. А сейчас художника знают во всем мире. Его имя можно найти в Германской энциклопедии живописи, аукционниках. Многие западные искусствоведы определили произведения Архипова как лучшие работы русского символизма. В 1920-е годы он писал так, как не писал еще Пикассо. Был первым иллюстратором “Мастера и Маргариты», никто так не иллюстрировал “Слово о полку Игореве», как он.
Недавно известный в Германии галерист Герд Грубер прислал нам каталог своего собрания и письмо, в котором с особой гордостью сообщил, что у него есть восемь рисунков нашего земляка. Мы ответили с плохо скрываемой гордостью, что в нашем собрании хранится тысяча картин и рисунков Архипова, значительная часть его рукописного архива, мольберт, палитра, письменный стол, кисти и даже его краски. Правда, о том, что все это ждет своей встречи со зрителями, а мы имеем возможность показать двадцать, максимум тридцать работ художника, мы коллеге Груберу писать не стали.
Когда Николай Дмитриевич Карпецкий читает в местной прессе что-то о загадочной цыганской душе, цыганском темпераменте, то слегка обижается: “Что, им сказать обо мне больше нечего?” А сказать действительно есть что. Во время выездной выставки, которую мы устроили в областном краеведческом музее, в книге отзывов ценители Карпецкого в стихах и прозе писали о том, какой он талантливый, гениальный и великий. Но от великого до смешного…
Один из отзывов: “Николай Карпецкий, подобно Малевичу, представляет собой бездарность. Мне эти картины не понравились, это подобно Кукрыниксам, до великих художников очень далеко, можно сказать, как до Луны пешком. Такие картины вообще не стоит показывать приличной публике. Таких бездарных художников нужно рубить на корню. Л. Венедиктов».
Статью о Карпецком, опубликованную в “Тамбовском времени”, я назвал “Бездарен, как Малевич!”, чем изрядно потешил Николая Дмитриевича. Такую оценку он получил впервые. Относиться к нему действительно можно по-разному. Нельзя равнодушно.
Из 700 работ Карпецкого, хранящихся в фондах музея Денисова, выставочный зал областного музея, где мы проводили выездную выставку, смог вместить только 65. В Тамбове нет зала, в котором можно было бы разместить хотя бы треть по большей части форматных картин художника.
Знают художника и в Штатах, и в Европе, в солидных галереях демонстрируются его работы. Хотели бы получить и его самого. Но не тут-то было. Неоднократно рвал уже подписанные контракты и отказывался от поездок в США и Германию.
А вот другой наш земляк в Америку все-таки уехал. Земляк, конечно, условно. Давид Давидович Бурлюк около двух лет учился в тамбовской гимназии, но теплые отношения к Тамбову, реке Цне остались у него на всю жизнь. Воспел их в стихах, возможно, были они и на его полотнах. Первые похвалы за успехи в рисовании он получил в Тамбове от своего гимназического учителя.
Последним желанием Д. Бурлюка было желание создать в Тамбове музей его творчества. Давид Давидович выслал в любимый город детства, по некоторым данным, до тысячи своих картин и рисунков. Где они теперь? Впрочем, если в фондах Третьяковки хранятся 29 работ Бурлюка, то у нас около ста. Тут уж факт налицо. Точнее, на стенах нашего музея.
Впервые в Советском Союзе он побывал в 1956 году. Тогда и началась его дружба с тамбовским коллекционером Николаем Алексеевичем Никифоровым.
Переписка продолжалась несколько лет. В Тамбов от него приходило иногда по два письма в день. Особенно он интересовался обликом города, спрашивал, какие здания, церкви сохранились. С Тамбовом была связана не только юность поэта и художника. Здесь, в Кирсановском уезде, служил управляющим имением князей Оболенских Давид Федорович, агроном по образованию. С ним жили его жена Людмила Иосифовна, младшие братья и сестры Давида Давидовича. Тамбовчанкой была и Мария Никифоровна – Маруся – жена поэта.
В собрании Никифорова хранилось несколько сотен писем Бурлюка, картины, рисунки, личные вещи, книги с его автографами, автографы Владимира Маяковского, Николая Асеева. Значительная часть этого собрания еще при жизни Николая Алексеевича перешла в фонд музея Денисова. Со всем этим тамбовчане имели возможность познакомиться на выставке, которую мы посвятили 120-летию первого русского футуриста.
Выставка демонтирована. Картины вернулись на привычное место – под кровать. Музей должен жить, то есть менять экспозиции.
Не могли мы обойти две близкие тамбовчанам даты: 320 лет Тамбовской епархии и 125-летие архиепископа Луки. Открытие выставки в нашем музее, посвященной юбилею епархии, стало первым мероприятием, проведенным в городе в связи с этим.
Архиепископ Лука, легендарный хирург, профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий служил в двух ипостасях в Тамбове с января 1944 по 19 мая 1946 года. Живы в нашем городе люди, которые помнят проповеди Луки, которых профессор спас от верной смерти.
У Луки практически не было личных вещей, а те, которые были, он раздаривал своим коллегам по хирургическому корпусу, своим клирикам. Благодаря им в экспозиции нашего музея оказались икона Покрова Богородицы, подаренная архиепископом о. Иоанну в мае 1946 года и переданная им Сергею Денисову в прошлом году; сто машинописных, стенографических и написанных самим Лукой проповедей; церковная алюминиевая утварь, заказанная по эскизам архиепископа на местном заводе “Комсомолец”. Нам она досталась от мастера, который отливал ее, Виктора Федоровича Позднякова. Он умер в феврале этого года. А ему ее вернул сам архиепископ Лука, очевидно, после того, как в епархию поступили настоящие предметы для совершения обрядов.
По воспоминаниям отца Иоанна, Лука прерывал службу в церкви, когда прибегали из госпиталя. Сейчас он канонизирован. Святой Лука Симферопольский. Обидно. Большую часть чудес он совершил в тамбовских госпиталях…
Нашим гостям я иногда говорю: “Вы находитесь в музее Сергея Денисова, первом и единственном частном музее в России, работающем на некоммерческой основе”. Дай бог, чтобы я был не прав. Главная задача музея на сегодняшний день – расширение экспозиционных площадей, то есть получение нового здания. Купить такое не имеем возможности. Богатые люди в Тамбове водятся, а вот меценаты пока не созрели. Когда меценатом называют Сергея Денисова, он, поскольку человек вежливый, улыбается.
Но все это трудности временные. Пока держимся. Как сказал Николай Карпецкий: “Открывать таланты – это и есть главный талант”. Нам есть чем гордиться.
Источник: «Город на Цне» от 03.11.2004 (№ 44), с. 12.